Эти дары первые люди не сохранили, они лишились их, потому что согрешили непослушанием
|
Первых людей одарил Бог бессмертием, святостью и Своей помощью, чтобы они были невинны, мудры и чтобы блаженствовали в раю.
|
Человек может стать подобным Богу:
1) если он усиленно, страстно стремится достигнуть Божественного совершенства, особенно в добродетельной, праведной и богоугодной жизни;
2) если он хорошо применяет свои способности.
|
Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.
|
Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью.
|
Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26–27)
|
Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим (Быт.2:7).
Пояснение:
В момент смерти душа покидает тело.
|
Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ (Быт.2:7)
|
Человек состоит из тела и бессмертной души
|
После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей.
|
Слово «дьявол» греческого происхождения и значит обольститель, лжец или соблазнитель.
Пояснения:
I. Ангелы принадлежат к миру невидимому. Как в видимом мире существует известный порядок, например – ископаемые, растения и животные разных видов, так и между Ангелами имеются известные степени. Ангелы высшей степени именуются в Священном Писании Архангелами (1Сол.4:16), из которых некоторые названы по имени, как Михаил, Рафаил и Гавриил. Ангелы наивысшего чина – Херувимы и Серафимы (Ис.6:2; Ис.37:16). Ангелов мы называем также Силами или Небесными силами.
II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11).
III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.
...
Читать дальше »
|
Злые ангелы называются дьяволами.
|
Слово «ангел» греческого происхождения и значит вестник или посол Божий.
|
Злые ангелы всячески вредят нам, приводя нас своею хитростью и лукавством к грехам (Быт.3:1–6; Мф.4:3–11, Мф.13:25, 39).
|
Особенно заботятся о нас Ангелы Хранители (Пс.90:11; Мф.18:10).
|
Добрые Ангелы предохраняют нас от всякого зла, внушают нам добрые мысли и чувства и молятся за нас (Быт.19и далее; Зах.1:12–13; Лк.1:8–20; Деян.5:19–20; Откр.8:2–4).
|
Ангелов, оставшихся добрыми, Бог вознаградил вечным блаженством.
|
Злых ангелов наказал Бог тем, что отверг их навсегда.
|
Не все Ангелы остались добрыми; многие из них согрешили тем, что возгордились и перестали повиноваться Богу (Ис.14:12–15).
|
Бог сотворил Ангелов добрыми.
|
Главнейшие (совершеннейшие) создания Божии – это Ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные и бессмертные, одаренные умом и свободной волей
|
Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением.
Пояснения:
I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания:«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27–28).
III. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою» (Пс.36:5).
IV. Вера в Провидение Божие должна нас поощрять к тщательному и точному исполнению наших обязанностей. Согрешил бы тот, кто, в уповании на Божие Провидение, предался бы бездействию и лени. Мы обязаны сотрудничать с Провидением Божиим.
|
Бог заботится о мире таким образом, что им управляет.
|
Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю.
|
О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный.
|
Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной
|
То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением.
|
Бог сотворил небо и землю из ничего
|
Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем
|
Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином.
Пояснения:
I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33–34).
II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях – жидком, твердом (лед) и газообразном (пар).
III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя.
|
Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.
|
Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним.
|
Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог».
|
Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие:
1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией (Мк.1:11; Лк.3:21–22);
2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19);
3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).
Пояснение: Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» (Ин
...
Читать дальше »
|
О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится:
1) в Книге Бытия (Быт.1:26) – что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»;
2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3).
|
Что есть три Божеские Лица – Отец, Сын и Святой Дух – мы знаем из Божественного откровения, изложенного в Священном Писании. В Ветхом Завете уже говорится о Св. Троице, только не так ясно, как в Новом Завете,где прямо поименованы все три Лица Пресвятой Троицы
|
Человек не может постичь этой внутренней тайны троичного Божества, потому что человеческое познание ограничено, между тем как Бог по Своему существу бесконечен и для человеческого ума непостижим.
|
Да, это можно понять, потому что и Бог Отец бесконечно совершенен, и Бог Сын бесконечно совершенен, и Бог Дух Святой бесконечно совершенен; и подобно как в числах три бесконечных числа вместе творят одно бесконечное число, так Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой есть единый Бог.
|
Три Лица Божии не являются тремя Богами, а все три вместе есть единый, в трех Лицах, Бог
|
Да, каждое Лицо (Ипостась) Божие есть истинный Бог, потому что каждое Лицо (Ипостась) имеет все Божии свойства
|
У Бога три Лица (Ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух.
|
Мы называем Бога всемилостивым потому, что Он отпускает грехи каждому, кто искренно кается (Пс.144:8–9).
Пояснения:
I. Ничто в мире не может произойти само от себя: ни скамейка, ни дом, ни ключ, вообще ничто; тем менее мог сам от себя возникнуть весь мир. Скамейку сделал столяр, дом построил архитектор, ключ изготовил слесарь; мир же сотворил Бог. Как по красоте и целесообразности дома мы судим об образовании и умении архитектора, так можем по созданию Божьему познать мудрость и всемогущество Божие, хотя Его Самого не видим.
II. Самое существо Божие для человека непостижимо, так как человеческий разум ограничен. Апостол Павел говорит, что Бог «обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16).
III. В Священном Писании иногда говорится о сердце Божием, о Его очах, ушах, руках, устах, приходе, отходе и пр. Эти выражения, однако, надо понимать не в буква
...
Читать дальше »
|
Мы называем Бога всеблагим потому, что Он исполнен любви к Своим созданиям (Ин.3:16).
|
Мы называем Бога справедливым потому, что Он вознаграждает за добрые дела, а наказывает за злые по заслуге (Пс.9:9; 118, 142; Притч.24:12; Рим.2:6–11).
|
Мы называем Бога всесвятым потому, что Он по Своей воле делает только то, что хорошо (III Быт.11:44; I Цар.2:2).
|
Мы называем Бога всемогущим потому, что Он может сделать все, что захочет (I Быт.17:1; Лк.1:37).
|
Мы называем Бога премудрым потому, что Он премудро управляет всем (Рим.11:33).
|
Мы называем Бога всеведущим потому, что Он знает все прошедшее,настоящее и будущее, знает все наши дела и даже самые тайные помышления наши (Пс.138:1–6; Иер.23:24; Евр.4:13).
|
Мы называем Бога вездесущим потому, что Он находится везде: на небе, на земле и на каждом месте (Пс.138:7–12).
|
Бог совершенен – это значит, что Он обладает всеми добрыми свойствами в бесконечной мере, и никто не может с Ним равняться (Пс.144:3).
|
Бог вечен – это значит, что Бог всегда был, есть и будет (Пс.89:2–3)
|
Кроме невидимости Бога мы должны еще помнить, что Бог есть дух:
1) вечный и совершенный;
2) вездесущий и всеведущий;
3) премудрый и всемогущий;
4) пресвятой и справедливый;
5) всеблагой и всемилосердный
|
Бога мы не можем видеть, потому что Бог есть дух, не имеющий тела.
Пояснение:
Иисус Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).
|
Бог – Творец и Господь неба и земли
|
Первым членом Символа веры мы исповедуем, что есть только один Бог, Который является Творцом всего во вселенной.
|
Первый член Символа веры читается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
|
Символ веры разделяется на двенадцать членов.
Пояснения:
I. Символ православной веры был составлен и объявлен на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее, были приняты и объявлены I, II, III, IV, V, VI, VII члены и первая половина VIII члена; на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в 381 г. в Царьграде (Константинополе), были приняты вторая половина VIII члена и IX, X, XI и XII члены. Поэтому этот Символ веры и получил название Никеоцареградского. Этот Символ был составлен на основании Священного Предания и Священного Писания.
II. Член Символа называется по-гречески «догма», то есть «учение Церкви»
|
Исповедание веры называется также Символом веры или кратким изложением веры
|
Православное исповедание веры читается так:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Быт.1:1; Кол.1:16).
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.
9. Верую во едину Святую, Соборную и Ап
...
Читать дальше »
|
Веру мы исповедуем:
1) нашей молитвой;
2) нашим участием в богослужениях;
3) нашей жизнью по вере, а главное – нашими добрыми делами;
4) защитой веры от ее противников;
5) а также исповеданием веры устами.
Пояснения:
1. Св. апостол Павел написал: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).
2. Прекрасный пример исповедания веры оставили нам святые мученики, которые предпочли претерпеть страдания и мученическую смерть, чем отречься от веры.
|
Человек, который в Бога веровал бы, но веру не исповедовал, был бы подобен сыну или дочери, которые, несмотря на то что своих родителей знают, однако за таковых их не признают, а перед людьми от них отрекаются и их стыдятся
|
Веровать в Бога только в сердце своем недостаточно, потому что веру нужно также исповедовать
|
Вера в Бога необходима, ибо: 1) Господь наш Иисус Христос сказал: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16);
2) в Послании св. апостола Павла к Евреям сказано, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6).
|
Вера в Бога – это живая уверенность в том, что Бог есть, и что мы должны жить согласно с Его святыми законами.
|
Что мы должны делать на основании Божественного откровения, кратко изложено в заповедях Божиих.
|
Во что мы должны верить на основании Божественного откровения, кратко изложено в Символе веры
|
Взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом таковы, что Ветхий Завет подготовляет людей к откровению Нового Завета, а Новый Завет является исполнением и завершением Ветхого Завета.
Пояснения:
I. Многое сохранилось в памяти христиан только путем изустной передачи, путем предания, как, например, то, что нам следует креститься знамением св. креста; что при молитве следует обращаться лицом к востоку, то есть к той стороне, откуда восходит солнце; какими словами нужно взывать к Богу, чтобы Он освятил и пресуществил дары хлеба и вина; как должна освящаться вода и прочее. Поэтому и апостол Павел также напоминал христианам в Солуни: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15). То, чему учил св. апостол Павел в своих словах или в своих речах, это было изустным преданием, Священным Преданием; то, чему он учил своими посланиями, это является учением письменным и является
...
Читать дальше »
|
Книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова мы называем книгами Нового Завета.
|
Книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова, мы называем книгами Ветхого Завета
|
Книги Священного Писания были написаны в разное время; некоторые до Рождества Христова, другие после.
|
То, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное Предание, неправильно и неразумно, ибо:
1) не будь Священного Предания, сами эти христиане не знали бы, чем является Священное Писание;
2) само Священное Писание говорит, что оно не содержит всего, а тем самым тот, кто не признает Священного Предания, не знает многого из Божественного откровения, и религиозная жизнь его является односторонней и неполной.
|
То, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения, мы узнаем из самого Священного Писания; в Евангелии от Иоанна говорится, что «если бы писать о том подробно», что сотворил Иисус Христос, «то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25).
|
И при наличии Священного Писания мы обязаны руководствоваться также и Священным Преданием, ибо:
1) Священное Писание не содержит Божественного откровения полностью;
2) некоторые места Священного Писания мы можем с трудом понять без Священного Предания.
|
Посредством Священного Предания это было установлено так:
1) Было исследовано, считает ли Священное Предание всей Церкви ту или иную книгу – книгой Священного Писания или нет.
2) Только те книги были провозглашены книгами Священного Писания, о которых было установлено Священным Преданием всей Церкви, что они таковыми считаются. О прочих книгах, о которых свидетельствовало Священное Предание только некоторой страны, а не всей Церкви, было провозглашено, что они не являются книгами Священного Писания.
Пояснения:
I. В делах религии неустойчивы и заблуждаются многие люди, несмотря на то что Бог дал человечеству Свое откровение. Однако сомнению и заблуждению подвергаются главным образом те, кто не знают Божественного откровения или не желают его придерживаться. Если бы не было Божественного откровения, религиозная жизнь была бы хаотична, и хаос этот был бы всеобщим.
II. Какие книги являются книгами Священного
...
Читать дальше »
|
Какие книги являются книгами Священного Писания, было установлено на основании Священного Предания
|
Божественное откровение первоначально соблюдалось и распространялось посредством Священного Предания, потому что от Адама и до Моисея не было никаких книг Священного Писания, а также и Иисус Христос учил Своих апостолов устно; Священное Писание, таким образом, относится ко времени более позднему, чем Священное Предание.
|
Посредством Священного Писания соблюдается и распространяется Божественное Предание так, что Церковь:
1) во время богослужений предписывает читать и объяснять Священное Писание;
2) побуждает верующих, чтобы книги Священного Писания они читали дома;
3) заботится, чтобы Священное Писание было переведено на все языки и распространялось среди всех народов.
|
Священным Писанием называется собрание книг, которые написаны святыми мужами по непосредственному Божьему внушению.
|
Священное Предание соблюдает и распространяет Божественное откровение тем, что Церковь с самого начала своего существования постоянно проповедует истину откровения из поколения в поколение и от народа к народу
|
Православная Церковь соблюдает и распространяет между людьми Божественное откровение двояким образом, а именно: 1) посредством Священного Предания, или традиции; 2) посредством Священного Писания.
|
Откровение Божие правильно соблюдает между людьми Святая Православная Церковь.
|
Откровение Божие людям совершенно необходимо, ибо без него человечество в вопросах религии жило бы без уверенности и постоянно заблуждалось.
|
Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов.
Пояснение: Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1–2).
|
Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его.
|
Бог дал Свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства.
|
Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам Сам Бог, и то тем, что Он о Себе открыл.
|
Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно.
Пояснения: I. В Пс.18говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит (Рим.1:20).
|
Бог нас создал:
1) чтобы мы Его познавали;
2) чтобы мы поклонялись Ему и прославляли Его;
3) чтобы мы исполняли Его святую волю;
4) чтобы мы достигли вечного спасения, или блаженства.
Пояснения: I. Святой апостол Павел во Втором послании к Солунянам (2Сол.1:8), говорит, что непознающие Бога будут наказаны. II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Пс.148:1). «Славьте Господа, ибо Он благ» (Пс.117:1). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца Небесного (Мф.7:21). IV. В Первом послании св. апостола Павла к Тимофею (1Тим.2:4), сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись».
| |